Отследить динамику тарифов на мобильную связь достаточно сложно: операторы регулярно выпускают новые тарифы с разными наборами услуг. И обычно рост цены компенсируется количеством минут и гигабайт. В целом за последние несколько лет операторы пришли к тому, что выгоднее предлагать тарифы с ограниченными пакетами и добавлять к ним безлимитные опции на отдельные ресурсы (мессенджеры, YouTube, соцсети).
А 28 марта 2022 года Минцифры и вовсе направило операторам рекомендацию сократить объемы трафика для абонентов. Это, по словам ведомства, «позволит обеспечить равномерную нагрузку на сеть и добиться нормального функционирования всей российской инфраструктуры связи». Операторы, разумеется, одобрили эту меру.
Ситуация в индустрии
Над операторами в России постоянно висит дамоклов меч. В 2018 году вступил в силу «пакет Яровой» – обязательство хранить 6 месяцев пользовательский трафик и 3 года – метаданные. Затем наступила пандемия, а с ней дефицит комплектующих. Сейчас операторы, собирающие выручку в рублях, а оборудование закупающие в долларах, оказались в ситуации роста цен на оборудование и затрудненного доступа к технологиям для России.
В городах увеличивается плотность населения, и для поддержания качества связи операторы ставят все больше базовых станций, равномерно распределяя нагрузку на каждую. Однако их количество уже не переходит в качество. Инфраструктура постепенно изнашивается, на ее обслуживание и замену нужно много средств. Комиссия по связи и IT уже предупреждает о возможных перебоях со связью, которые могут начаться летом 2022 года.
Nokia и Ericsson отвечали за 2/3 телеком-оборудования, а оставшаяся в России Huawei – за 1/3. Обычно операторы используют разных поставщиков, чтобы не было зависимости от конкретной компании. Однако теперь Huawei, скорее всего, воспользуется уходом конкурентов, чтобы взять дополнительную плату за интеграцию своих решений в существующие сети.
У операторов есть два варианта развития: переложить рост затрат на обедневших абонентов или дождаться помощи от государства.
Уже предложен ряд мер поддержки. В частности, Минцифры разрешило временно не соблюдать «закон Яровой», а освободившиеся от хранения трафика мощности занять текущими нуждами.
Операторы снижают объем трафика
Операторы в своем стремлении снизить нагрузку на сети действуют по-разному.
«Мегафон» урезает размер пакетов трафика, увеличивая вместе с тем количество бесплатных минут и давая безлимитную навигацию. Таким образом, переориентирует пользователя на менее ресурсозатратные для оператора действия.
МТС также срезает размер трафика и вместе с этим слегка снижает цены. Их тарифы перестают подходить сверхактивным интернет-пользователям.
«Билайн» убирает безлимитный интернет, но пытается уравновесить это неограниченным доступом к соцсетям и мессенджерам.
Общий тренд – сейчас почти нет тарифов, дающих абоненту больше 50 ГБ трафика. Исключение – это «Премиум» от «МегаФона» с 60 ГБ. Хочешь больше интернета – докупай пакеты.
Чего ждать в будущем?
Методов повышения цен много. Во-первых, это изменение условий архивных тарифов. Цель – заставить абонента перейти на новый тариф. Другой способ – продолжать снижать размер пакетов до 10-15 ГБ. Учитывая рост потребления трафика, это вынудит людей докупать пакеты связи.
Операторы любят пенять на ФАС, которая видит в них монополистов и затрудняет рост тарифов, но снижение доходов населения – гораздо более серьезная проблема для них. Людям попросту может стать нечем оплачивать связь. В течение всего 2022 года мы будем наблюдать плавное подорожание на 10-15%. В какой-то момент операторы могут начать ставить ценовые преграды для части абонентов, чтобы обеспечить хорошее качество связи тем, кто может платить.